Меню сайта





ПЛАН НА
 МЕСЯЦ



Подробнее...
















Наш опрос
Оцените качество предоставляемых вам муниципальных услуг:
Всего ответов: 64



Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

Куприн Александр Иванович 

     «Не бойтесь жизни!»

Родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в городе Наровчате  Пензенской губернии.

 Умер 25 августа 1938 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Похоронен на литераторских мостках Волкова кладбища.

         Александр Иванович Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец, Иван Иванович, умер через год после рождения сына и оставил супругу Любовь Алексе­евну с тремя детьми на руках. Мать, Любовь Алексе­евна, происходившая из обедневшего рода татарских князей Кулунчаковых, определила старших девочек в пансионат и уехала с трехлетним маль­чиком в Москву. С шести лет  будущий пи­сатель воспитывался в сиротском  Разумовском пансионе, редко видел мать, жившую во вдовьем доме.

         У Александра рано проявились литературные спо­собности. С семи лет он стал писать стихи, пристрас­тился к чтению. Зачитывался романами Фенимора Купера и Жюля Верна, а в подростковом возрасте – стихами Генриха Гейне.

         Победа России в войне с Турцией про­будила у подростка патриотические чувства, и он ре­шил связать свою судьбу с армией. В 1880 году он сдал экзамен во 2-ю Московскую военную академию, пре­образованную затем в кадетский корпус.   Окончив кадетский корпус, А.И. Куприн поступа­ет в Московское Александровское военное училище. Первый свой рассказ «Последний дебют» Куприн написал в юнкерском училище, за что начальством был посажен в карцер на пару суток. Сидя в холодном помещении, юнкер поклялся больше не прикасаться к перу и бумаге.

   Завершив военное образование в 1890 году, молодой офицер выбирает для прохождения дальнейшей служ­бы 46-й Днепровский пехотный полк, расквартирован­ный в Подольской губернии. А свою клятву не писать он нарушил под влиянием встречи в 1897 году с писателем Иваном Буниным, который стал его другом на всю жизнь. Впоследствии Александр Иванович подружился с Максимом Горьким и Антоном Чеховым, которого называл своим учителем. Служа с 1891года по 1894 год  в захолустных городишках Проскурове и Волочиске, А.И. Куприн получает богатейший материал для сво­их будущих произведений на армейскую тему.

   В 1893 году оканчивается неудачей попытка А.И. Куприна поступить в Академию генерального штаба. Его все больше захватывает литературная деятель­ность. В последний год службы рассказ на армейскую тему «Дознание» печатается в известном столичном журнале «Русское богатство».

    В 1894 году А.И. Куприн выходит в отставку и переез­жает в Киев, намереваясь стать профессиональным ли­тератором. Чтобы пополнить запас жизненных впечатлений, он странствует по России, меняя места пребыва­ния и профессии. Кем только не пришлось побывать писателю! Портовым грузчиком и лесным объездчиком, псаломщиком и провинциальным актером, управляю­щим имением и землемером, он спускается в шахту и несколько месяцев трудится на одном из заводов Донбасса, об условиях работы на котором потом расскажет в повести «Молох».

В 1901 году Куприн переезжает в Петербург и начинает работать секретарём «Журнала для всех». Как-то Иван Бунин решил представить своего провинциального друга издательнице журнала «Мир Божий» Александре Аркадьевне Давыдовой. Когда друзья пришли в гости, хозяйка оказалась нездорова, и к литераторам вышла её двадцатилетняя дочь Муся: черноглазая, с пышной высокой причёской. Куприн влюбился в неё с первого взгляда. И в начале 1902 года Александр Иванович женился на Марии Давыдовой, женщине умной и с твёрдым характером. Семейная жизнь с Марией Карловной Давыдовой была  недолгой. Через четыре года Куприн влюбился в дочкину няню Лизавету Гейнрих. Получив развод, Куприн в 1907 году женился на Елизавете Морицовне, с которой прожил до конца своей жизни. Молодожёны приобрели в рассрочку «зелёный домик» в Гатчине. В 1908 году у Елизаветы Морицовны родилась первая дочь, Ксения, через год – вторая, Зинаида. Слава Александра Ивановича достигла зенита, дом его был - полная чаша.

   Безмятежную  жизнь нарушила Первая мировая война. Куприна отправили в Финляндию обучать новобранцев. В 1915 году он вернулся в Гатчину, где вместе с женой открыл лазарет для раненых.

  В октяб­ре 1919 года в Гатчину вступили войска белогвардейско­го генерала Юденича. Писателя мобилизуют в Белую армию, а после ее разгрома большевиками он вынуж­ден эмигрировать — сначала в Эстонию, затем в Фин­ляндию.

С 1920 года А.И. Куприн живет в Париже. Как горя­чо любящий свою родину человек, он тяжело перено­сит разлуку с Россией. Все его творчество эмигрант­ского периода обращено в прошлое, к той стране, ко­торая уже не существует.

В конце жизни, в 1937 году, А.И. Куприну удается вернуться в Москву. К этому времени он тяжело бо­лен, почти ослеп и не очень хорошо представляет себе обстановку в Советской России. Сталинский режим использует возвращение на родину знаменитого писателя в про­пагандистских целях. Ему устраивают пышный при­ем, создают неплохие материальные условия. Но твор­ческие силы писателя окончательно подорваны, и, кроме небольшого очерка «Москва родная», он не ус­пеет написать уже ничего.

Перенеся операцию по удалению пищевода (у него был рак), он прожил недолго: 25 августа 1938 года Александр Иванович скончался, держа в своей руке руку жены. Елизавета Морицовна  пережила мужа всего на четыре года, в течение которых позаботилась о том, чтобы советские читатели узнали творчество писателя Куприна. В 1942 году она покончила жизнь самоубийством в блокадном Ленинграде.

   Супруги Куприны покоятся на Волковом кладбище Санкт-Петербурга, и очень часто на их могиле можно увидеть нарциссы – цветы, которые так любил писатель и сам сажал в своём садике в Гатчине.

Советуем почитать

Повесть о девушке из Полесья.

   В 1898 г. Куприн написал повесть «Олеся». Эта светлая, романтическая история любви полесской девушки и молодого барина одновременно тра­гична и прекрасна. Автор создаёт сказочный образ главной героини. Она выросла среди леса, не умеет чи­тать и писать, но обладает огромным духовным богатством и сильным ха­рактером. Иван Тимофеевич обра­зован, но нерешителен, а его добро­та больше походит на малодушие. Олеся привлекает его своей «не­обычностью», «в ней не было ниче­го похожего на местных девчат», свойственные

её образу естествен­ность, простота и какая-то неулови­мая внутренняя свобода притяги­вают к себе, как магнит. И эти два совершенно разных человека полю­били друг друга, но любовь не при­носит им счастья...

   Олеся отдаётся этому поглотив­шему её чувству со всей своей страстью, до поры, дремавшей в её душе. Но прекрасно понимает, что у их отношений нет будущего: Иван Тимофеевич будет стыдиться не­образованной, простой девушки,

показавшейся ему сказочной кра­савицей на фоне леса. Так и есть: он вроде и хочет жениться, но сомневается: «Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговари­вающая в гостиной с жёнами моих сослуживцев, исторгнутая из оча­ровательной рамки старого леса, полного легенд и таинственных сил». Действительно, Олеся не смо­жет измениться, да он и сам этого не хочет, ведь стать другой — зна­чит стать такой, как все, а это невоз­можно. Она удивительно чиста и добра, в ней нет корысти, она не может понять всей порочности и жестокости окружающего мира.

   Повесть о короткой, но такой красивой и чистой любви заставляет читателя задуматься о том, сколь причудливы и неповторимы человеческие судьбы. Иван Тимофеевич очень мало времени провёл со своей возлюбленной, но её образ останется с ним до конца жизни. Потому что эта простая девушка научила его многому – любви, искренности, способности жертвовать собой ради любимого человека.

Олеся — романтическая мечта, воплоще­ние купринского жизнелюбия, которое он противо­поставлял гнетущей социальной действительности.

В этом смысле «Молох» и «Олеся» — произведе­ния, связанные авторским мироощущением в од­но целое. Это две стороны единой художествен­ной задачи писателя — воссоздать не только го­лую правду, но и мечту.

    Тема повести «Молох» — буржуазная цивилизация, пожираю­щая тысячи человеческих жизней и одновремен­но влекущая за собой «оподление» и опошление взаимоотношений людей. В центре повести — ин­теллигент-правдоискатель Бобров. Он вырази­тель авторского неприятия действительности и в то же время объект гневного порицания за свою душевную дряблость. Отдавая дань исследова­нию «диалектики души», Куприн стремится про­никнуть в сферу подсознания своего героя с целью проследить истоки раздвоения его личнос­ти. Примечательна сцена, когда инженер Бобров в полубреду мечется по заводской территории и в его раздвоившемся сознании вспыхивает и гаснет подавляемое рассудком стихийное стремление взорвать заводские котлы, приобщая его тем са­мым к стихийному бунту рабочих.

 


 
Поиск
 
Сегодня
Суббота
31.10.2020
Сейчас
00:39



_
















 


Это интересно!

Библиотека
в кадре






Полезные ссылки










  •