Меню сайта





ПЛАН НА
 МЕСЯЦ



Подробнее...
















Наш опрос
Оцените качество предоставляемых вам муниципальных услуг:
Всего ответов: 64



Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Иван Алексеевич Бунин

 

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Отец его был участником Крымской войны, но из-за страсти к азартным играм и алкоголю он разорился. Мать происходила из древнего княжеского рода и писала стихи. Когда Ивану исполнилось 3 года, семья перебралась из Воронежа в Елецкий уезд. В наследственном поместье под Ельцом (ныне в Липецкой области)  прошли детские годы Бунина. Впитывая от родителей, от дворовых предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Поступив в 1881 году в Елецкую гимназию, Бунин был вынужден в 1886 году её оставить: не хватало денег, чтобы платить за обучение. Грамоте Бунин продолжал обучаться у своего старшего брата Юлия, который был публицистом. В 1889 году он переезжает к нему в Харьков.  

Первые стихи Иван начал писать в возрасте восьми лет, в основном пытаясь подражать творчеству знаменитых русских поэтов Пушкина и Лермонтова. Впервые его стихотворение «Над могилой Надсона» было опубликовано в столичной газете «Родина» в 1887 году. Первый сборник стихотворений Бунин выпустил в 1891 году, а через пять лет напечатал перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», который вместе с более поздним стихотворным сборником «Листопад» (1901 г.) принёс ему в 1903 году Пушкинскую премию Петербургской академии наук.

Можно считать, что литературная деятельность Бунина, как прозаика, началась в конце 80-х годов, когда молодой писатель в таких рассказах, как "Кастрюк", "На чужой стороне", "На хуторе" и других, показал безысходную нищету крестьянства. В рассказе "На край света" (1894 г.) автор изобразил эпизоды переселения безземельных украинских крестьян в далекий Уссурийский край, трагические переживания переселенцев в момент разлуки с родными местами, слезы детей и думы стариков. Произведения 90-х годов отличаются демократизмом, знанием народной жизни.

В 1909 году Бунин получает вторую Пушкинскую премию и избирается почётным академиком. На исходе XIX века он всё чаще пишет рассказы, поначалу похожие на живописные зарисовки. Постепенно Бунин становится заметен и как поэт, и как прозаик. Писатель-реалист видел неминуемое разрушение и запустение "дворянских гнезд", наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню, правдиво показал темноту и косность старой деревни, создал много своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян. Проникновенно художник пишет и о чудесном даре любви, о неразрывной связи человека с природой, о тончайших движениях души.

Широкое признание пришло к нему с выходом в свет повести «Деревня» (1910 г.), где писателю  показана современная сельская жизнь. Разрушение патриархального быта и стародавних устоев изображено в произведении с редкой по тем временам жёсткостью. Конец повести, где свадьба описана как похороны, обретает символическое звучание. Вслед за «Деревней», на основе семейных преданий, была написана повесть «Суходол» (1911 г.). Здесь с величественной мрачностью изображено вырождение русского дворянства.

В эти годы Бунин знакомится с Чеховым, Горьким. Как писатель, он пытается сочетать реалистические традиции с новыми приемами и принципами композиции, близкими к импрессионизму (размытая фабула, создание музыкального, ритмического рисунка). Так, в рассказе "Антоновские яблоки" (1900 г.) показаны внешне не связанные эпизоды жизни угасающего патриархально-дворянского быта, окрашенного лирической грустью и сожалением. Однако в рассказе не только тоска по запустелым "дворянским гнездам". На страницах возникают красивые картины, овеянные чувством любви к родине, утверждающее счастье слияния человека с природой.

И все-таки социальные проблемы не исчезают из его произведений. В рассказах "Руда", "Эпитафия", "Новая дорога" встают картины голода, нищеты и разорения деревни. Эта социальная обличительная тема как бы оттесняется на второй план, на первый план выходят "вечные темы": величие жизни и смерти, неувядающая красота природы ("Туман", "Тишина").

В 1909 году Бунин писал Горькому из Италии: "Вернулся к тому, к чему Вы советовали вернуться, - к повести о деревне (рассказ "Деревня")." Деревенская жизнь дана через восприятия братьев Тихона и Кузьмы. Кузьма хочет учиться, переживает о жизни, о лености русского народа. Тихон - крупный кулак, беспощадно расправляется с крестьянским волнением.

У автора заметно сочетание безотрадной картины жизни деревни с неверием в творческие силы народа, отсутствие веры в будущее народа. Но он правдиво показывает в "Деревне" косность, грубость, отрицательные, тяжелые стороны деревенского быта, которые были результатом векового угнетения. В этом сила повести. Это заметил Горький: "Дорог мне этот скромно скрытый, заглушенный стон о родной земле. Дорога благородная скорбь, мучителен страх за нее, и все это ново. Так еще не писали".

"Деревня" - одно из лучших произведений русской прозы начала XX века.

В 1911-13 годах Бунин все шире охватывает различные стороны русской действительности: и вырождение дворянства ("Суходол", "Последнее свидание"), и уродливость мещанского быта ( "Хорошая жизнь", "Чаша жизни"), и тему любви, которая часто бывает пагубной ("Игнат", "При дороге"). В обширном цикле рассказов о крестьянстве ("Веселый двор", "Будни", "Жертва" и другие) писатель продолжает тему "Деревни".

В повести "Суходол" решительно пересматривается традиция поэтизации усадебной жизни, преклонение перед красотой угасающих "дворянских гнезд". Идея кровного единения поместного дворянства и народа сочетается с мыслью автора об ответственности господ за судьбы крестьян, об их страшной вине перед ними. Протест против фальшивой буржуазной морали заметен в рассказах "Братья", "Господин из Сан-Франциско". В рассказе "Братья" (написан после поездки на Цейлон) даны образы жестокого, пресыщенного англичанина и молодого туземца - рикши, влюбленного в девушку-туземку. Конец плачевен: девушка попадает в дом терпимости, герой кончает жизнь самоубийством. Выражена мысль, что колонизаторы приносят разрушение и смерть. В рассказе "Господин из Сан-Франциско" писатель не дает имени герою. Американский миллионер, всю жизнь истративший в погоне за прибылью, на склоне лет вместе с женой и дочерью едет в Европу на "Атлантиде", роскошном пароходе тех лет. Он самоуверен и заранее предвкушает те наслаждения, которые могут быть куплены за деньги. Но все ничтожно перед смертью. В гостинице на Капри он внезапно умирает. Его труп в старом ящике отправляют обратно на пароход. Бунин показал, что господин из Сан-Франциско ("новый человек со старым сердцем", по выражению Бунина) принадлежит к лику тех, которые ценой нищеты и гибели многих тысяч людей приобрели миллионы и теперь пьют дорогие ликеры и курят дорогие гаванские сигары. Своеобразным символом фальши их существования автор показал влюбленную пару, на которую любовались пассажиры. Только один капитан корабля знает, что это "нанятые влюбленные", за деньги играющие в любовь для сытой публики. И здесь контраст жизни богатых и людей из народа.

Ужасам войны Бунин противопоставляет красоту и вечную силу любви - единой и непреходящий ценности ("Грамматика любви"). Но иногда и любовь несет обреченность и гибель ("Сын", "Сны Ганга", "Легкое дыхание").

Накануне революционных событий писатель живет предчувствием надвигающейся катастрофы. Он ощущает неотвратимость нового исторического излома. Это чувство заметно в рассказах 10-х гг. «Иоанн Рыдалец» (1913 г.), «Грамматика любви», «Господин из Сан-Франциско» (оба 1915 г.), «Лёгкое дыхание» (1916 г.), «Сны Чанга» (1918 г.).

Резкой критике писатель подверг Февральскую и Октябрьскую революции.  Революция, как и война, стала для него большим потрясением. События того времени Бунин встретил с крайним неприятием, запечатлев «кровавое безумие» в дневнике, позже изданном в эмиграции под названием «Окаянные дни» (1918 г., опубликован в 1925 г.).

В январе 1920 г., вместе с женой Верой Николаевной Муромцевой, писатель из Одессы отплывает в Константинополь. С этих пор Бунин живет во Франции. В эмиграции говорят о нём как о первом среди современных русских писателей. Там он начинает активно участвовать в общественной жизни: становится во главе Союза русских литераторов и журналистов, выступает с различными обращениями и даже ведёт в газете «Возрождение» литературно-политическую колонку.

Переживания Бунина по поводу разлуки с Родиной, неожиданно становятся  причиной нового расцвета его творчества. Практически все произведения писателя, написанные им в период эмиграции, связаны с Россией, какой она запомнилась ему. Во Франции Буниным были написаны «Роза Иерихона», «Солнечный удар», «Божье древо». Сам писатель считал, что все эти произведения о любви, причём о её мрачных и жестоких проявлениях. Возможно, влияние на них оказала не только тоска по Родине, но и несчастливая любовь, преследовавшая писателя. Повесть «Митина любовь» (1925 г.), книги рассказов «Солнечный удар» (1927 г.) и «Божье древо» (1931 г.) современники воспринимали как живую классику.

В 30-е гг. стали появляться коротенькие рассказы, где Бунин показал исключительное умение сжимать огромный материал в одну-две страницы, а то и в несколько строк.

В 1933 году Бунин первым из русских писателей получает Нобелевскую премию в области литературы. Соперниками на получение премии были и другие соотечественники, в частности, Горький и Мережковский, однако выбор был сделан именно в пользу Бунина, во многом благодаря появлению первых четырёх частей «Жизни Арсеньева». Роман "Жизнь Арсеньева" (1924-28 гг.) написан на автобиографическом материале (тема родины, природа, любовь, жизнь и смерть). 3десь порой поэтизируется прошлое монархической России. Это — событие, за которым, по существу, стоял факт признания литературы русской эмиграции.

В годы Второй мировой войны Бунин жадно следит за военными событиями, прячет от гестапо в своём доме евреев, радуется победам советских войск. Несмотря на крайнюю неприязнь к советскому правительству он, тем не менее, отказался поддержать нацистов. Более того, он обращается в советское посольство и принимает советское гражданство.

В это тяжелое время Бунин-писатель пишет цикл рассказов о любви ("Темные аллеи", 1943 г.), которые сам считал лучшим из всего им созданного.  Особенно привлекательны в этих рассказах женские образы. Любовь - высочайшее счастье, но она бывает недолговечной и непрочной, одинокой и заброшенной ( "Холодная осень", "Париж", "На чужбине").

Книги писателя начинают появляться на его исторической родине. Послевоенное «потепление» к советской власти было недолгим, но оно успело поссорить его с многими давними друзьями. Последние годы Бунин провёл в бедности, работая над книгой о своём литературном учителе А. П. Чехове.

Иван Алексеевич Бунин умер 8 ноября 1953 в Париже и был похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем. Он был и останется навсегда одним из величайших и противоречивых русских писателей XX века.

Творчество Бунина своеобразно. В его поэтических произведениях, где обычно принято раскрывать чувства героя, всё довольно сдержанно и строго. В них мало эмоций и собственно лирики. В то же время в прозе, которая у других писателей более строга, Бунин выражает больше эмоций, чем в своих стихотворениях. Достаточно существенная часть в них отводится размышлениям о смысле человеческого существования, любви, смерти и другим философским вопросам.

Любовь в произведениях Бунина вообще предстаёт с иной точки зрения. Это загадочное чувство или даже стихия, которое не может вынести ни один человек. Именно поэтому очень часто произведения писателя обычно оканчиваются трагическим финалом – смертью одного из героев.

 


 
Поиск
 
Сегодня
Суббота
31.10.2020
Сейчас
01:41



_
















 


Это интересно!

Библиотека
в кадре






Полезные ссылки










  •