Меню сайта





ПЛАН НА
 МЕСЯЦ



Подробнее...
Внимание!







Мудрость дня


Наш опрос
Оцените качество предоставляемых вам муниципальных услуг:
Всего ответов: 35



Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Валентин Григорьевич Распутин

15 марта 2017 года исполнилось 80 лет со дня рождения известного и многими любимого писателя Валентина Григорьевича Распутина. « Родился я в трёхстах километрах от Иркутска, - рассказывал сам писатель,- в Усть- Уде, что на Ангаре. Так что я – коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал... Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва- едва управлялась с делами и семьёй,- ей забот, сколько помню, всегда хватало». Детство Распутина прошло в низовьях Ангары, в небольшой деревне Аталанке, которая впоследствии была перенесена на берег Братского моря. С 1944 по 1948 учился в Аталанской начальной школе, с 1948 по 1954 в Усть - Удинской средней школе. В 1954 году поступил на историко- филологический факультет Иркутского университета. В 1955 году познакомился с Александром Вампиловым, будущим драматургом, с которым его связали близкие дружеские и творческие отношения .

30 марта 1957 года в газете « Советская молодёжь» появилась первая публикация Распутина – « Скучать совсем некогда». Несмотря на то что Распутин, по его собственному признанию, не думал о литературном творчестве, а готовился стать учителем, он с увлечением занимался журналистской работой. В иркутской газете « Советская молодёжь» печатает статьи, заметки о студенческой жизни, о пионерах, о школе, работе милиции.

После окончания университета в 1959 году оставлен на работе в газете. В 1961 году в альманахе « Ангара» появляется в печати первый рассказ « Я забыл спросить у Лёшки…». Это была романтическая история о дружбе и смерти, герой которой размышлял о ценности отдельной человеческой жизни и великих идеалах коммунизма.

С 1961 по 1966 годы работает редактором литературно – драматических передач Иркутской студии телевидения, литсотрудником газеты « Красноярский рабочий», пишет рассказы и очерки о молодых участниках великих строек Сибири.

В 1966 году в Красноярске вышла книга очерков « Костровые новых городов», а в Иркутске- книга очерков и рассказов « Край возле самого неба».

В 1967 году опубликован рассказ « Василий и Василиса», посвященный трагедии отчуждения двух любящих людей.

В 1967 году В. Г. Распутин был принят в Союз писателей СССР. В том же году в альманахе « Ангара» опубликована повесть « Деньги для Марии», которую сам Распутин считает началом самостоятельной творческой работы.

В 1970 году в журнале « Наш современник» появилась повесть « Последний срок», которая принесла широкую известность автору. Рассказ о последних днях умирающей старухи Анны, к которой съехались её взрослые дети, воссозданный в реалистической конкретности и точности, перерастает в философско – поэтическое размышление о смерти простой женщины, исполнившей свой материнский долг с жертвенной добротой.

Повесть « Последний срок» долгие годы находилась в центре споров о « деревенской прозе» выдерживая упрёки критики в « идеализации патриархальщины», в противопоставлении города деревне. Однако позиция Распутина начиная с 1970-х не укладывалась в рамки только социального анализа. Обладая широтой этической и философской проблематики, высокой духовной наполненностью, писатель исследовал жизнь сквозь понятие « крестьянского рода», анализируя тончайший механизм передачи наследственного кода, генетических особенностей духовной жизни от поколения к поколению до момента разрыва, утраты этой традиции.

В 1973 году появляется в печати один из лучших рассказов Распутина – «Уроки французского», посвящённый Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери драматурга Александра Вампилова. Сам писатель выделяет его среди своих произведений: « Там мне ничего не пришлось выдумывать. Всё это происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня». Маленький герой рассказа- 11- летний мальчик- сталкивается с жестокой нуждой, испытывая тягостные муки голода. Находясь на грани отчаяния, он в одиночку борется за своё существование, не принимая милости и помощи от окружающих.

В 1974 году в журнале « Наш современник» была напечатана повесть» Живи и помни»- одно из лучших произведений русской послевоенной прозы. Задуманная писателем как повесть о женщине « в её природном и нравственном целомудрии», она воспринималась критикой как произведение о войне, о дезертире, сбежавшем домой, чтобы « поглядеть» на родственников и жену. Характер Настёны Гуськовой максимально приближен к идеальному. Она « с самого начала мечтала отдавать больше, чем принимать,- на то она и женщина, чтобы смягчать и сглаживать совместную жизнь, на то и дана ей эта удивительная сила, которая тем удивительней, нежней и богаче, чем чаще ею пользуются»,- писал Распутин. Самоотверженная, чудесная и удивительно светлая женщина поставлена жизнью в ситуацию трагического выбора, её душа не может примирить противоположные решения: как жить по совести, вместе со всем деревенским миром, сплочённым в горестях военной жизни, и как сохранить верность и преданность мужу, нарушившему закон братства и товарищества и бежавшему с поля боя. Преступление Андрея Гуськова отчуждает Настёну от людей, лишает её уверенности в настоящем, которое расходится на « отдельные, ровные, чужие друг другу куски», и даже долгожданный ребёнок обещает в будущем только позор. Не умея жить без единения с общей судьбой, в разорванном мире и в измученном сознании, чтобы сохранить свою душу, Настёна уходит в воды Ангары.

Повесть « Прощание с Матёрой»( 1976) подводит своеобразный итог размышлениям о трагической судьбе деревни под колёсами « научно – технической революции, осуществляемой варварскими, жестокими методами. В этом произведении погибла под волнами искусственного моря Матёра – русская патриархальная деревня. Время и власть обрекали на гибель не периферийные слои культуры и жизни, а её обширные материки (не случайно деревня названа Матёрой), ещё живые и плодоносные. В повести нашла своё отражение философия, поэтика, мистика прощания с традиционным укладом жизни, « дедовскими святынями», нравственными и духовными заветами предков, которые Распутин олицетворяет в образе величественной и крепкой духом старухи Дарьи. Остров Матёра у писателя не просто отдельная деревня, а модель крестьянского мира, наполненного своими жителями, скотиной, зверьём, проживающим в уютном и родном ландшафте, в центре которого находится....


 
Поиск
 
Сегодня
Среда
23.05.2018
Сейчас
04:09


_










 


Это интересно!

Библиотека
в кадре






Полезные ссылки










  •