Куприн Александр Иванович
«Не бойтесь жизни!»
Родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в городе Наровчате Пензенской губернии.
Умер 25 августа 1938 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Похоронен на литераторских мостках Волкова кладбища.
Александр Иванович Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец, Иван Иванович, умер через год после рождения сына и оставил супругу Любовь Алексеевну с тремя детьми на руках. Мать, Любовь Алексеевна, происходившая из обедневшего рода татарских князей Кулунчаковых, определила старших девочек в пансионат и уехала с трехлетним мальчиком в Москву. С шести лет будущий писатель воспитывался в сиротском Разумовском пансионе, редко видел мать, жившую во вдовьем доме.
У Александра рано проявились литературные способности. С семи лет он стал писать стихи, пристрастился к чтению. Зачитывался романами Фенимора Купера и Жюля Верна, а в подростковом возрасте – стихами Генриха Гейне.
Победа России в войне с Турцией пробудила у подростка патриотические чувства, и он решил связать свою судьбу с армией. В 1880 году он сдал экзамен во 2-ю Московскую военную академию, преобразованную затем в кадетский корпус. Окончив кадетский корпус, А.И. Куприн поступает в Московское Александровское военное училище. Первый свой рассказ «Последний дебют» Куприн написал в юнкерском училище, за что начальством был посажен в карцер на пару суток. Сидя в холодном помещении, юнкер поклялся больше не прикасаться к перу и бумаге.
Завершив военное образование в 1890 году, молодой офицер выбирает для прохождения дальнейшей службы 46-й Днепровский пехотный полк, расквартированный в Подольской губернии. А свою клятву не писать он нарушил под влиянием встречи в 1897 году с писателем Иваном Буниным, который стал его другом на всю жизнь. Впоследствии Александр Иванович подружился с Максимом Горьким и Антоном Чеховым, которого называл своим учителем. Служа с 1891года по 1894 год в захолустных городишках Проскурове и Волочиске, А.И. Куприн получает богатейший материал для своих будущих произведений на армейскую тему.
В 1893 году оканчивается неудачей попытка А.И. Куприна поступить в Академию генерального штаба. Его все больше захватывает литературная деятельность. В последний год службы рассказ на армейскую тему «Дознание» печатается в известном столичном журнале «Русское богатство».
В 1894 году А.И. Куприн выходит в отставку и переезжает в Киев, намереваясь стать профессиональным литератором. Чтобы пополнить запас жизненных впечатлений, он странствует по России, меняя места пребывания и профессии. Кем только не пришлось побывать писателю! Портовым грузчиком и лесным объездчиком, псаломщиком и провинциальным актером, управляющим имением и землемером, он спускается в шахту и несколько месяцев трудится на одном из заводов Донбасса, об условиях работы на котором потом расскажет в повести «Молох».
В 1901 году Куприн переезжает в Петербург и начинает работать секретарём «Журнала для всех». Как-то Иван Бунин решил представить своего провинциального друга издательнице журнала «Мир Божий» Александре Аркадьевне Давыдовой. Когда друзья пришли в гости, хозяйка оказалась нездорова, и к литераторам вышла её двадцатилетняя дочь Муся: черноглазая, с пышной высокой причёской. Куприн влюбился в неё с первого взгляда. И в начале 1902 года Александр Иванович женился на Марии Давыдовой, женщине умной и с твёрдым характером. Семейная жизнь с Марией Карловной Давыдовой была недолгой. Через четыре года Куприн влюбился в дочкину няню Лизавету Гейнрих. Получив развод, Куприн в 1907 году женился на Елизавете Морицовне, с которой прожил до конца своей жизни. Молодожёны приобрели в рассрочку «зелёный домик» в Гатчине. В 1908 году у Елизаветы Морицовны родилась первая дочь, Ксения, через год – вторая, Зинаида. Слава Александра Ивановича достигла зенита, дом его был - полная чаша.
Безмятежную жизнь нарушила Первая мировая война. Куприна отправили в Финляндию обучать новобранцев. В 1915 году он вернулся в Гатчину, где вместе с женой открыл лазарет для раненых.
В октябре 1919 года в Гатчину вступили войска белогвардейского генерала Юденича. Писателя мобилизуют в Белую армию, а после ее разгрома большевиками он вынужден эмигрировать — сначала в Эстонию, затем в Финляндию.
С 1920 года А.И. Куприн живет в Париже. Как горячо любящий свою родину человек, он тяжело переносит разлуку с Россией. Все его творчество эмигрантского периода обращено в прошлое, к той стране, которая уже не существует.
В конце жизни, в 1937 году, А.И. Куприну удается вернуться в Москву. К этому времени он тяжело болен, почти ослеп и не очень хорошо представляет себе обстановку в Советской России. Сталинский режим использует возвращение на родину знаменитого писателя в пропагандистских целях. Ему устраивают пышный прием, создают неплохие материальные условия. Но творческие силы писателя окончательно подорваны, и, кроме небольшого очерка «Москва родная», он не успеет написать уже ничего.
Перенеся операцию по удалению пищевода (у него был рак), он прожил недолго: 25 августа 1938 года Александр Иванович скончался, держа в своей руке руку жены. Елизавета Морицовна пережила мужа всего на четыре года, в течение которых позаботилась о том, чтобы советские читатели узнали творчество писателя Куприна. В 1942 году она покончила жизнь самоубийством в блокадном Ленинграде.
Супруги Куприны покоятся на Волковом кладбище Санкт-Петербурга, и очень часто на их могиле можно увидеть нарциссы – цветы, которые так любил писатель и сам сажал в своём садике в Гатчине.
Советуем почитать
Повесть о девушке из Полесья.
В 1898 г. Куприн написал повесть «Олеся». Эта светлая, романтическая история любви полесской девушки и молодого барина одновременно трагична и прекрасна. Автор создаёт сказочный образ главной героини. Она выросла среди леса, не умеет читать и писать, но обладает огромным духовным богатством и сильным характером. Иван Тимофеевич образован, но нерешителен, а его доброта больше походит на малодушие. Олеся привлекает его своей «необычностью», «в ней не было ничего похожего на местных девчат», свойственные
её образу естественность, простота и какая-то неуловимая внутренняя свобода притягивают к себе, как магнит. И эти два совершенно разных человека полюбили друг друга, но любовь не приносит им счастья...
Олеся отдаётся этому поглотившему её чувству со всей своей страстью, до поры, дремавшей в её душе. Но прекрасно понимает, что у их отношений нет будущего: Иван Тимофеевич будет стыдиться необразованной, простой девушки,
показавшейся ему сказочной красавицей на фоне леса. Так и есть: он вроде и хочет жениться, но сомневается: «Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с жёнами моих сослуживцев, исторгнутая из очаровательной рамки старого леса, полного легенд и таинственных сил». Действительно, Олеся не сможет измениться, да он и сам этого не хочет, ведь стать другой — значит стать такой, как все, а это невозможно. Она удивительно чиста и добра, в ней нет корысти, она не может понять всей порочности и жестокости окружающего мира.
Повесть о короткой, но такой красивой и чистой любви заставляет читателя задуматься о том, сколь причудливы и неповторимы человеческие судьбы. Иван Тимофеевич очень мало времени провёл со своей возлюбленной, но её образ останется с ним до конца жизни. Потому что эта простая девушка научила его многому – любви, искренности, способности жертвовать собой ради любимого человека.
Олеся — романтическая мечта, воплощение купринского жизнелюбия, которое он противопоставлял гнетущей социальной действительности.
В этом смысле «Молох» и «Олеся» — произведения, связанные авторским мироощущением в одно целое. Это две стороны единой художественной задачи писателя — воссоздать не только голую правду, но и мечту.
Тема повести «Молох» — буржуазная цивилизация, пожирающая тысячи человеческих жизней и одновременно влекущая за собой «оподление» и опошление взаимоотношений людей. В центре повести — интеллигент-правдоискатель Бобров. Он выразитель авторского неприятия действительности и в то же время объект гневного порицания за свою душевную дряблость. Отдавая дань исследованию «диалектики души», Куприн стремится проникнуть в сферу подсознания своего героя с целью проследить истоки раздвоения его личности. Примечательна сцена, когда инженер Бобров в полубреду мечется по заводской территории и в его раздвоившемся сознании вспыхивает и гаснет подавляемое рассудком стихийное стремление взорвать заводские котлы, приобщая его тем самым к стихийному бунту рабочих.
|